Служба

В День военно-морского флота Виктор Улыбин рассказывает о своей службе на подводной лодке

8:05 28 июля 2024
466
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
К морякам в нашей стране всегда особое отношение. Их уважают, любят, перед ними преклоняются. Морская служба в принципе предполагает ежеминутную готовность совершить подвиг и отдать жизнь за Родину. И все понимают, что по-другому на флоте просто не может быть. Тем более, если тебе выпало нести службу на подводной лодке. В День ВМФ наш рассказ о Викторе Васильевиче Улыбине, он в годы срочной службы в армии был подводником. А эта служба на флоте самая тяжёлая, самая опасная и самая секретная.
С 1959 по 1963 год пареньку из Баклуш довелось выполнять обязанности радиометриста на первых ракетных подлодках Северного флота. Это были годы самого пика холодной войны. Их подлодка, как и другие, стояла в часовой готовности с атомными боеголовками на борту. По приказу командования бороздила Атлантику около Кубы и США.
В память об этом у нашего земляка есть самая дорогая для подводника награда - знак "За дальний поход". Что такое автономка на подлодках того времени, знают только подводники. Много лишений пришлось испытать. "Лишние" волосы сразу покинули голову.
Да и вся служба была крайне трудной. После того, как четыре года ежесекундно приходилось быть в неимоверном нервном напряжении, когда служба подходила к концу, он дал себе слово - наказать будущим детям и внукам ни за что не соглашаться в армейские годы быть подводниками. Ни при каких обстоятельствах! А по прошествии времени признаётся, что его всегда потом тянуло на подлодку, и эти годы на самом деле считает самыми яркими и памятными в своей жизни. Потому что были молодость и риск, самоутверждение прошло по максимуму. Потому что такого взаимоуважения, боевого братства, душевной открытости, как у подводников, нет ни у кого. Здесь обращаются друг к другу на "ты" и по имени, при этом чётко соблюдают субординацию и дисциплину. А уж об ответственности говорить не приходится. На самом высоком уровне! Ведь от знаний и профессионализма каждого зависит жизнь всего экипажа.
- Был у нас случай, когда один молодой матрос не закрыл клапан, и лодка начала тонуть. Спас старый подводник, оперативно включив режим аварийного продувания, - вспоминает Виктор Васильевич. И говорит: "Экипаж - это одна семья, и от каждого матроса зависит её судьба. Поэтому лодка изучается досконально, даже свойства марки стали, из которой изготовлен корпус".
Виктор Васильевич - человек сельский. Он родился в Баклушах в 1940 году. Было ему 9 месяцев, когда пришла похоронка на отца, Василия Ильича Улыбина, в возрасте 32 лет погибшего на фронте. Мать, Мария Захаровна, одна поднимала троих детей. Так они и жили: мать, бабушка, сестра матери и две его сестры одной семьёй. С ранних лет Виктора воспринимали они как хозяина и опору в жизни. И он чувство ответственности за своих женщин имел с тех пор, как начал себя осознавать. В шесть лет впервые взял штопальную иглу с дратвой и зашил дыру на голенище бабушкиного валенка. А в семь лет уже во всю всем домочадцам валенки подшивал.
И ещё чувствовал в себе тягу к плотницкому делу. Отец его был хорошим плотником. Так говорили ему окружающие. Изготавливал ложки, сундуки, ставил дома, фермы в колхозе.
Домик, в котором жили, ветшал. Один из углов совсем выпал. Он видел, как женщины неумело готовили дом к зиме, ремонтировали кое-как этот угол. Начал интересоваться, как это сделать правильно. Присматривался к работе плотников. В 12 лет уже самостоятельно ставил надворные постройки. Пристроил к дому сени. А перед службой в армии за исключением небольшой помощи практически самостоятельно поставил новый дом. Ему завтра в военкомат, а он до глубокой ночи стелил полы. Правда, когда вернулся после службы, вновь дом перестроил так, как считал нужным. Все годы, проведённые на Северном флоте, планировал это сделать.
Дальнейшая жизнь прошла в Баклушах. Создал крепкую семью, вместе с женой вырастили двоих детей, сына и дочь. Сейчас у него четверо внуков и подрастает правнук.
Работал в торговле: ревизором, завторгом сельпо, завфермой - в колхозе, завхозом там же, десять лет преподавал в школе труды и черчение, семь лет возглавлял местный колхоз. В шестьдесят лет вышел на пенсию. Вместе с женой много и успешно трудились на приусадебном участке и огороде. Всё у них было в образцовом порядке.
Вот так сложилась жизнь бывшего подводника. А желание пообщаться с такими же, как он, подводниками, не покидало. В 2003 году даже статью в "Сельскую новь" писал и хранит её, где рассказал о своей службе и обратился к тем, кто служил на подводных лодках, предложив встретиться, пообщаться, посидеть на берегу Хопра, вспомнить прошлое.
- Мы служили и считали, что защита нашей Родины - превыше всего. Мы были патриотами, хотя многого не знали и не понимали.
Судьба хранила его. А ведь рядом гибли лодки вместе с экипажами. В июле 1961 года, когда возвращались с автономки, где-то около Англии за ними шла подлодка К-19. На ней произошла авария с реактором. Сразу погибли все матросы, которые заделывали трубопровод. Остальные стали инвалидами первой и второй групп.
Яркие события: за время службы довелось встречать в Северодвинске Хрушёва, Малиновского. В апреле 1963 года встречали на рейде Фиделя Кастро с Хрущёвым. Советские моряки стояли в бушлатах и бескозырках, кубинцы - в канадках и шапках с завязанными ушами.
Военная база подводников была в губе Оленья. Вокруг - сопки, гранитные скалы и дикая природа. Сейчас на Севере построены города, дороги, аэродромы, заводы. Не узнаешь этих мест. И лодки сейчас совсем другие, комфортные. Хотя степени опасности и сложности службы остаются самыми высокими.
Мы поздравляем всех подводников с Днём ВМФ. И низко кланяемся им за их подвиг. Именно подвигу равна их служба. Не зря же Жуковский говорил: "Идёт подводник, сними шляпу и поклонись ему, пройдёт, обернись и ещё раз поклонись!".
Ирина Семёнова.