Сотни жителей Аркадакского района и его уроженцев участвовали в обороне Ленинграда и прорыве блокады в годы Великой Отечественной войны

14:05 27 января 2023
409
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Далеко от Аркадака до Санкт-Петербурга, почти 1400 километров. Но когда ближе коснёшься этой темы, узнаешь: сотни жителей Аркадакского района и его уроженцев участвовали в обороне Ленинграда и прорыве блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Трудились на его предприятиях во имя Победы.

Уроженец села Красное Знамя (Андреевка, 29 августа 1916 года) Аркадакского района Илларион Степанович Зенин участвовал в боях под Ленинградом, в том числе в обороне Шлиссельбурга, боях у Невской Дубровки, прорыве блокады Ленинграда, освобождении Ленинградской области и Эстонской ССР. В боях Зенин три раза был ранен и контужен. К июню 1944 года командовал батальоном 314-го стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта. Отличился во время боёв на Карельском перешейке.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Рота лейтенанта Зенина много дней не выходила из боёв. Одни были скоротечными, другие долгими и упорными. Полк отступал. Он отходил, теряя людей, но вместе с тем и обескровливал противника. Не раз приходилось вступать в рукопашный бой. В одном из таких боёв Илларион Степанович был ранен и попал в госпиталь. После лечения его направили командиром миномётной роты в дивизию НКВД, которая занимала оборону на подступах к Ленинграду. Миномётчики Зенина вели оборону крепости Орешек.
Во время обороны крепости в полной мере проявился снайперский талант, зоркий глаз Иллариона Степановича. Не раз он брал винтовку с оптическим прицелом и выходил на передовую.
Во время наступления дивизии в 1943 году в её первом эшелоне шёл батальон нашего земляка. Передний край вражеской обороны проходил по обрывистому, крутому берегу реки, изрезанному траншеями и ходами сообщения. Чуть заметными бугорками выделялись доты и дзоты. Подступы к обороне были прикрыты многорядными проволочными заграждениями и минными полями. На участке, где должен был наступать батальон капитана Зенина, противник имел два артиллерийских и три пулемётных дота. По расчётам врага, укреплённые позиции на Карельском перешейке были неприступными.
На рассвете 10 июня 1943 года войска Ленинградского фронта перешли в наступление. Зенин ещё ночью скрытно выдвинул батальон к берегу реки. Во время артиллерийской подготовки он первым в дивизии форсировал водную преграду и повёл подразделения на штурм вражеских укреплений. За первый час боя батальон Зенина углубился в оборону противника на четыре километра. Это был наибольший успех не только в полосе дивизии, но и во всей 21-й армии. Однако у небольшой деревушки бойцы попали под сильный пулемётный огонь и вынуждены были прижаться к земле. Зенин принял оригинальное решение: разгромить опорный пункт противника одновременным ударом с фронта и тыла.
По его приказу рота старшего лейтенанта Рычихина совершила глубокий обход левого фланга обороны финнов и нанесла внезапный удар по опорному пункту с тыла. В это время другие роты атаковали противника с фронта. Враг в панике бежал, оставив на поле боя тяжёлое оружие и боеприпасы.
Успех батальона Зенина был немедленно использован нашим командованием. В образовавшуюся брешь командир дивизии бросил свой второй эшелон, а позднее на этом же участке ввёл в сражение свежие силы командующий армией. Оборона врага рухнула.