Аркадакские родители узнали секреты воспитания самостоятельности и ответственности у ребёнка
13:15
13 ноября 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Всем известно, что такие качества, как самоконтроль, самостоятельность и ответственность, не являются врождёнными. Это черты характера, которые у детей формируют родители в рамках процесса воспитания. Начинать воспитывать детей никогда не рано и не поздно. Можно начать в два года, а можно и в восемнадцать. Однако, чем взрослее ребёнок, тем сложнее у него будет проходить процесс формирования самостоятельности и ответственности, потому что он будет сталкиваться с большим количеством страхов, которых нет в раннем возрасте. В подростковом возрасте дети чаще отступают и боятся, нежели малыши трёх-четырёх лет, которые делают многое исключительно на познавательном интересе. Что же делать, как родителям помочь своим дочкам и сыновьям стать уверенными в этой жизни? Сегодня своими мыслями по развитию ответственности у детей с нами поделится педагог-психолог городской школы № 2 Елена Зенова.
- Ответственность является одним из важных качеств, которые необходимо развивать у детей. Это навык, который поможет им стать самостоятельными, уверенными и успешными в будущем. Елена Владимировна, от чего же зависит, станет ребёнок самостоятельным и ответственным или нет?- Эти два жизненно важных качества формируются у детей постепенно и требуют поддержки и направления со стороны родителей и педагогов. Взрослые в первую очередь являются примером для подрастающего поколения. Если мама и папа — самостоятельные и ответственные люди, то их ребёнок станет таким же. Если же они безответственные, то ребёнку не у кого будет научиться и взять эти качества. Даже если родители будут требовать от своих детей, создавая все условия для воспитания, это будет практически бесполезно. Ребёнок скопирует то, что видит на примере, а не то, о чём ему говорят родители.
Кроме личностных качеств у родителя должна быть смелость создавать для своего ребёнка дискомфортные условия, в которых он будет в чём-то нуждаться и стремиться развивать свою самостоятельность. К сожалению, многие родители пытаются быть идеальными. По их мнению, идеальный родитель — это тот, кто всегда заботится о ребёнке, создавая такие условия, чтобы тот ни в чём не нуждался. Так взрослые забирают у ребёнка возможность делать то, что он может и должен делать самостоятельно. Родители лишают его возможности подумать о том, чего бы он хотел, подумать, как это можно сделать, а не просто попросить у родителей.
Понимание ответственности начинается с осознания детьми того, что они несут ответ за свои действия и решения. Также важно научить их принимать последствия своих поступков и быть готовыми взять на себя ответственность за свои ошибки.
- Как же начать прививать самостоятельность ребёнку?
- Неважно, сколько ребёнку лет, — два года или шесть лет, можно постепенно начинать приучать его к самостоятельности и ответственности через те действия и задачи, которые для него посильны и понятны в его возрасте. Процесс воспитания проходит в определённой последовательности.
Сначала родители делают что-то вместе со своим ребёнком. Например, они вместе убирают игрушки, тем самым показывая, как и куда их необходимо убирать. Взрослым важно помнить о том, что должны быть созданы условия, в которых ребёнок сможет выполнять определённые действия. Например, размер игрушек должен соответствовать силам ребёнка. Должно быть определённое место (коробка, полка, ящик, угол), куда малыш сможет убрать игрушки. В противном случае он будет делать это так, как сам захочет, что, возможно, будет сильно отличаться от ожидания родителей.
После того как ребёнок прошёл весь процесс с родителями, взрослые дают ему возможность убирать игрушки самостоятельно, наблюдая за ним и при необходимости корректируя или помогая ему. Важно понимать, что до трёх лет у детей появляется интерес подражать родителям. Они могут сами проявлять инициативу и что-то делать: подметать пол, помогать убирать со стола приборы. Безусловно, чем меньше малыш, тем меньше шансов, что он сделает это так же хорошо, как взрослый человек. Но его и не нужно этому учить. Важно давать ему возможность делать так, как у него получается. Не нужно с раздражением забирать веник: «Ты неправильно делаешь. Давай я лучше сама сделаю». Важно хвалить его и немного помогать: «Молодец. Какой ты у меня самостоятельный. Давай немножко поправим». Наш мозг так устроен, что он запоминает первую и последнюю информацию. То, что находится в середине, не особо усваивается. Именно поэтому нужно сначала хвалить, чтобы ребёнок обрадовался, и только потом корректировать.
Через какое-то время взрослые просят ребёнка убирать игрушки самостоятельно, уже максимально снижая свой контроль. Этот этап для многих родителей становится настоящим испытанием. Они пытаются научить ребёнка выполнять действие настолько идеально, что не дают ему возможности ошибиться и почувствовать на себе последствия своих действий. Взрослые заставляют его делать только так, как сказали они, даже если сам ребёнок сопротивляется. Когда родители предоставляют возможность малышу делать что-то без помощи взрослых, формируются самостоятельность и самоконтроль. Пусть ребёнок видит какие-то свои незначительные ошибки, пытается их исправить и знает, что именно он за это в ответе. Ведь именно, когда ребёнок сталкивается с последствиями своих решений и действий, формируется ответственность.
- Елена Владимировна с малышами всё понятно. А как научить подростка самостоятельности и ответственности?
- Подросткам необходимо давать возможность сталкиваться с последствиями своих действий. Их ответственность за свои эмоции и действия формируется только тогда, когда они видят, к чему приводят их поступки. Как правило, родителям очень страшно за своих детей. Из-за заботы о них взрослые делают многие вещи наперёд, не давая шанса своим детям даже подумать самостоятельно. С одной стороны, важно научиться давать подросткам свободу, с другой — очень важно, чтобы у родителей сохранялся эмоциональный контакт с ребёнком. В таком общении есть шанс, что дети поделятся своими намерениями.
Часто, узнав о планах повзрослевшего ребёнка, родители пытаются насильственным путём предотвратить его действия. Но в подростковом возрасте сила действия родителей равна силе противодействия подростка. Чем больше взрослые запрещают, тем больше ребёнку хочется это реализовать. Самое худшее, что могут сделать родители, — начать критиковать его. Единственное, что могут сделать взрослые, — аккуратно рассказать о возможных последствиях, не порицая саму идею. Каждый родитель пытается делать для своего ребёнка максимум из заботы о нём. Но в том, что касается темы самоконтроля, ответственности и самостоятельности, взрослым важно убирать свою чрезмерную заботу и давать своим детям возможность делать самостоятельно то, что они уже могут делать согласно своему возрасту. В этой сфере родительская забота реализуется только через создание условий, в которых формируются самоконтроль, самостоятельность и ответственность.
Дорогие родители, дружите со своими детьми, будьте в курсе всех их дел, говорите с ними «на равных», интересуйтесь их мнением, и тогда в семье будет всё спокойно, а дети ваши будут уверенными в себе и счастливыми.
Беседовала Светлана Кирюшкина.
-
16:34 13 ноябряЖители села Новосельское спасли больного лебедяАркадакский район
- # Сельская новь
- # День доброты
- # доброе дело
- # спасли лебедя
- # село Новосельское
-
9:26 13 ноябряАркадакские школьники стали лучшими в региональном конкурсе поздравления полицейскихАркадакский район
- # Сельская новь
- # региональный конкурс
- # поздравление полицейских
- # видеооткрытка
-
8:38 13 ноябряСельское хозяйство — это ЛЮДИ
- #Саратовская область
- # Аркадакский район
- # Сельская новь
- # Володин
- # сельское хозяйство
-
8:25 13 ноябряБерегите себя и свои средства!
- #Саратовская область
- # Аркадакский район
- # Сельская новь
- # участники СВО и их семьи
- # нападки мошенников