Заграничное турне крестьянина из Малиновки

13:00 11 июня
559
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться


Человек не существует вне времени и вне пространства. Судьба каждого из нас всегда тесно переплетена с историей его страны. Политические события, войны, революции все они могут в корне менять  судьбы отдельно взятых людей. Накануне  праздника - Дня России - хотим вспомнить историю нашего государства и показать, насколько невероятно эта история вплела в свою канву судьбу "маленького человека" из глухой деревни Саратовской губернии. Помотав по войнам и революциям, забросила его далеко от Родины. И насколько лишена идеологии тоска по Родине. Наш герой вернулся в Россию!

Считается, что все самые значимые исторические события происходят в больших городах. И свидетелями, и участниками их являются люди, там проживающие. Но практика показывает: это далеко не так. Стоит только окунуться в архивный краеведческий поиск, и может открыться такое, что и в голову бы никогда не пришло. Так произошло во время работы в архивном отделе МКУ Балашовского района постоянной участницы Аркадакской районной конференции «Аркадакское Прихопёрье. Взгляд сквозь столетия» Ларисы Владимировны Кочетовой. Она уже в течение ряда лет собирает материалы о селе Малиновке Аркадакского района, её исторической родине. Изучая документы архивного фонда № 147, опись 1, единица хранения 172, лист 56-60, она нашла рассказ об уникальной судьбе одного из жителей села Малиновки Михаила Яковлевича Ястребова, который в 20-х годах прошлого столетия совершил длительное путешествие за границу, правда, не по своей воле. Время, политическая ситуация и обстоятельства унесли его к чужим пределам. А потом вернули на родную землю. Так родился материал «Заграничное турне крестьянина из Малиновки». Сегодня мы представляем этот материал с одной стороны к столетию с тех переломных лет, а с другой – с надеждой, что живы родственники этого человека, что они откликнутся, и мы сможем дописать историю его жизни на малой родине после возвращения домой. Итак, слово автору материала Ларисе Кочетовой!

 

Сначала стал командиром гренадёров

Удивительно, но жизненные перипетии некоторых жителей Аркадакской Малиновки достойны пера авторов детективных романов. Столько в них неожиданных поворотов, столько событий, что диву даёшься. Мне попался архивный материал о 20-х годах прошлого века, где в автобиографической справке один из малиновцев рассказывает, как не по своей воле совершил длительное путешествие за границей. Речь идёт о Михаиле Яковлевиче Ястребове, сыне бедного крестьянина Якова Дмитриевича Ястребова. Он родился 8 декабря 1896 года в села Малиновке Котоврасинской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. До 19 лет жизнь Михаила протекала обыденно без значимых событий. Занимался он с отцом хлебопашеством, батрачил.

Потом всё круто изменилось летом 1915 года после мобилизации в царскую армию. Крепкий деревенский парень, привыкший к тяжёлому крестьянскому труду, во время обучения проявил свои природные качества: силу, выносливость, смелость, энергичность и смекалку в решении поставленных задач, недюжинные организаторские способности. Именно такие качества требовались тогда для зачисления во вновь созданные гренадёрские (штурмовые) взводы, призванные выполнять особые задачи. Скорее всего, разведывательно-диверсионные и прочие. Михаил был удостоен большой чести: его назначили на должность командира пятого гренадёрского взвода   первой роты 165 пехотного Луцкого полка. Он прошёл дорогами войны весь путь этого полка. Храбрость, умелое командование повлияли на авторитет командира. Он заслужил уважение у подчинённых и командования.

В 1917 году ему были доверены учёт и хранение оружия и имущества, а потом участие в качестве депутата в работе полкового комитета.

С декабря 1917 по конец сентября 1918 года Михаил получил отпуск и вернулся в родную Малиновку, где с удовольствием    занимался понятным и любимым крестьянским трудом.

По окончании отпуска военная служба Михаила продолжилась уже в Красной Армии. Пройдя обучение, он стал взводным инструктором в штабе Уральской дивизии. Воевал против армии Колчака до 1919 года, а в мае был направлен в Балашов для дальнейшего обучения.

Горький хлеб «туретчины»

Но тут события закрутились так, что он оказался в самом их водовороте. Приехав в Малиновку, Михаил попал из регулярных войск в сельские перипетии. Здесь всё шло совсем не так, как представлялось издалека. Уже действовали формирования «зелёных» банд, к которым примкнули некоторые   односельчане, недовольные проводимой новым государством политикой.

Мог ли 23 летний парень, несколько лет отсутствовавший дома, разобраться в сути происходящих событий? Он попал на настоящую гражданскую войну, напоминавшую деревенские бои «стенка на стенку». Каждый, не задумываясь, защищал интересы «своих». Вот и Михаил, не разобравшись, встал на защиту односельчан, которые не хотели отдавать хлеб продотряду.

Дальнейшие события развивались быстро и жёстко: обстрел села из орудий, а потом сожжение домов у половины жителей села. Малиновка полыхала в огне.

Испугавшись преследования и последствий, Михаил бежал, а впоследствии примкнул к армии Деникина, которая после боев отступила в Крым к Врангелю. Непонимание, а возможно, и страх толкали Михаила всё дальше от дома.

Так судьба крестьянского парня закрутилась в водовороте чуждых ему событий. И попал он в тот состав бегущей белой армии, что на пароходе была доставлена на Турецкий полуостров Галлиполи, где солдатам пришлось жить в военных лагерях. Условия, в которых существовали беглецы, оставляли желать лучшего. Что будет, никто не понимал. И все остро ощущали, что, находясь здесь, можно навсегда утратить свою родину. Голод, безысходность давили тяжёлым грузом.

В начале декабря 1920 года Михаил предпринял отчаянную попытку побега, организовав для этой цели группу из 9 человек. Пригодились его природные качества и опыт войны. Но полиция поймала беглецов и отправила на гауптвахту. Это не сломило Михаила, он не оставил   стремления вернуться домой. Он упорно готовился к новому побегу. Через четыре месяца повторный побег в составе группы из 13 человек удался. Однако уплыть с полуострова можно было только на пароходе «Рион», транспортировавшем войска в Бразилию для поселения там. Рейс из-за поломки двигателя завершился на острове Корсика. Пересев на другое судно, Михаил добрался до Бразилии.   Чужой берег был временным пристанищем, поэтому через две недели на корабле он вновь возвратился в Турцию, в Константинополь, куда пускали солдат белой армии и гражданских беженцев.

***

Тысячи русских солдат оказались в чужой стране   без документов и гроша в кармане. Жизнь стала тяжёлым испытанием для большинства. Бывшие солдаты и офицеры брались за любую работу. Они чистили картошку, возили воду, чинили обувь и прочее, покупали и перепродавали всё подряд. Чем конкретно занимался Михаил неизвестно, но это испытание он выдержал.

Без денег и документов уехать было непросто. Надо было искать способы возвращения домой. И вскоре представился случай покинуть этот красивый, но ставший ненавистным город.

С начала 1921 года французские власти, оказывавшие помощь остаткам армии Врангеля в Турции, приняли решение о прекращении помощи, о переводе военнослужащих в положение гражданских беженцев и рассредоточение их по разным странам. Среди мер было и предложение вернуться домой. В результате переговоров беженцев согласилась принять Болгария. Наш земляк смог добраться до Болгарии лишь в 1922 году.

Долгий путь домой

Политическая и экономическая обстановка в стране была тяжёлая. В связи с ухудшением экономического положения в годы первой мировой войны население голодало, распространились эпидемические заболевания. В сентябре 1918 после восстания в полках болгарской армии против войны, была   провозглашена республика, которую возглавил лидер крестьянской партии.

В 1921–1922 годах Болгария приютила значительную часть армии Врангеля. Но за это доброе дело страна получила открытые столкновения местного населения с белогвардейцами, вплоть до применения в этих схватках огнестрельного оружия. Пребывание на чужбине тяготило русских людей. Уже мало кто из них верил, что новая Россия нуждается в них. Михаил не был исключением. Но он не оставлял мысли о возвращении домой.

Тоска по родине, тяжёлая жизнь, а также объявленная амнистия позволяли рядовым участникам белого движения вернуться. В странах, где   были рассеяны русские, стали возникать репатриационные союзы возвращения на родину (Совнарод). В 1922 году такая организация была создана и в Болгарии.

Одна за другой стали появляться ячейки для разъяснения позиции советской власти. И снова энергичный и инициативный Михаил не остался в стороне. Прибыв в Варну, он принял активное участие в создании инициативной группы Совнарода, и был избран агитатором за возвращение на родину.

Но выступление Михаила с агитацией на первом же митинге закончилось для него арестом, который,   к счастью, продлился всего 6 часов.

В дальнейшем Михаил ещё    энергичнее взялся за дело возвращения своих соотечественников на родину. В городе Дупница он становится помощником председателя Совнарода. Через 3 месяца создает новую группу союза в местечке Рило, и становится её председателем.

В июне 1923 года в Болгарии в результате переворота к власти пришло правительство фашистской диктатуры, которое держалось с помощью жестокого террора. Начались повальные аресты, избиения и даже убийства русских. Михаила арестовали и отправили в карантинный лагерь города Варны. Уже из лагеря его как активиста союза отправили на русском пароходе с миссией Красного Креста на родину. В 1923 году в Новороссийске после проверки фильтрационной комиссии, Ястребова наконец-то отправили в Малиновку.

Вот так закончился почти четырёхлетний тяжёлый и полный приключений «заграничный вояж» простого деревенского парня. Он выдержал всё и вернулся уже зрелым человеком, чтобы строить новую жизнь в своём селе.

Продолжил работать в сельском хозяйстве, в 1924 году на винзаводе трудился лесным сторожем, потом - приказчиком в кооперативном обществе села Малиновки, а затем весовщиком на мельнице № 15, впоследствии был заведующим там же. В течение 1923-27 годов Михаил свою энергию направлял на разрешение общественных вопросов, что способствовало росту его авторитета среди населения и организаций.

Однако память об его участии в белой армии сохранилась. И спустя годы Михаил был лишён избирательных прав. К счастью, члены малиновской сельской избирательной комиссии признали, что своими делами по возвращении домой он загладил ошибку молодости, и в 1927 году его вновь восстановили в правах.

От автора. К сожалению, в изученных мною документах ничего не известно о том, как в дальнейшем сложилась судьба Михаила Ястребова. В Малиновке до сих пор живут носители этой фамилии. Возможно, кто-то является потомком Михаила Яковлевича Ястребова, и узнает по нашему рассказу в нашем герое своего прадеда или более дальнего родственника? Поделитесь своими знаниями с редакцией газеты. Ведь на этом, я полагаю, испытания нашего земляка не закончились…