В гостях у ивановской труженицы Антонины Фёдоровны Серовой

10:02 22 июня
390
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

- Здравствуйте, а я к Вам гостью привела,- с этими словами соцработницы Натальи Викторовны Агеевой мы вошли в дом ивановской труженицы тыла, ветерана труда, долгожительницы Антонины Фёдоровны Серовой.

 

- Проходите, проходите, - доброжелательный голос хозяйки сразу расположил к доверительной беседе.

Убелённая сединой, которая, кстати, ей очень к лицу, Антонина Фёдоровна оказалась общительной и доброй женщиной.

Она принадлежит к поколению, чьё детство и юность перечеркнула война. Вместо посиделок и танцев они проводили своё время на полях и фермах, выполняя тяжелейшую работу. Да и потом наравне с мужчинами работали до седьмого пота, поднимая колхозы.

Когда началась война, Антонине Фёдоровне было девять лет. Помнит, как плакала мать и все соседки, собравшись у их дома в Григорьевке после известия о нападении на нашу страну фашистской Германии. Мать Надежда Петровна Кателина в январе 1941 года похоронила супруга. Одна растила пятерых своих ребятишек. Понимала, что станет ещё трудней.

- Мы, дети и подростки, стояли в сторонке, а женщины плакали, - рассказывает Антонина Фёдоровна. - Всем непонятно ещё было, какой она будет, эта самая война. И сколько будет продолжаться. Но по тем эмоциям, которые витали в воздухе, было ясно - пришло горе.

При этих воспоминаниях Антонина Фёдоровна не сдержала слёзы.

Пока мужчины-односельчане сражались на фронте, на их родине продолжалась жизнь. Она была непростой.

- Все понимали, что не надо поддаваться панике, - говорит Антонина Фёдоровна. - А потому женщины, старики и дети сеяли хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Законом их жизни стал лозунг "Всё для фронта, всё для победы". Труженики тыла работали не жалея сил.

По её словам, картошка была основной едой. И выручали ещё коровки-кормилицы на некоторых подворьях. И всё же голод и сопутствующие болезни не щадили самых слабых.

Антонина Фёдоровна помнит, как в их многодетной семье наступила тревожная тишина, когда заболели сначала две сестры, потом брат.

Мать, как раненая птица, металась между ними, пытаясь спасти. Но "крылья" у птицы опускались при каждой смерти. Нет, она не голосила, скупо плакала, крепко обнимая остальных детей. А утром шла на работу в колхоз. Время такое было, не одной ей трудно приходилось.

Сколько тяжких испытаний легло на плечи простых людей! Почти в каждый второй дом в селе пришла похоронка на главу семьи. Но страна выстояла, выдержала, выжила и победила.

- Самым радостным событием стал день 9 мая 1945 года, - вспоминает Антонина Фёдоровна. - Конец войны отметили ликованием, песнями и плясками.

Однако после войны надо было поднимать страну, кормить народ. В великих трудах и семейных заботах шли эти годы.

Трудовой стаж Антонины Фёдоровны 45 лет. Всё это время она работала дояркой. Сначала в Григорьевке, где родилась и выросла, потом в Ивановке, куда вышла замуж за Василия Андреевича Серова. Обе эти деревни были бригадами одного колхоза.

Работала, когда приходилось доить коров вручную, застала время, когда доярок стали называть операторами машинного доения коров.

Её профессия требовала крепкого здоровья, физической силы, любви к животным и выдержки. Этого было не занимать Антонине Фёдоровне. Да и в коллективе работников животноводства её уважали за общительность, трудолюбие, доброту.

А в семье сначала родился сын Александр, потом Николай. Чистота и порядок в доме, вкусная еда на столе, изобилие овощей в огороде, различное рукоделие - вот лишь некоторые штрихи к ней, как к домохозяйке.

Василий Андреевич и на колхозной ниве трудился на совесть, и дома умел многое сделать своими руками. Сыновей приучал быть опорой сначала для матери, а потом и для жён.

- Смотрю сейчас на свою помощницу Наталью и вспоминаю себя в её годы, - говорит Антонина Фёдоровна про соцработницу. - Я была такой же энергичной, приветливой, жизнерадостной.

При этих словах она крепко обняла молодую женщину и поцеловала в щёку. Было видно, что такой порыв был искренним. И Наталья Викторовна в ответ крепко прижалась к своей обслуживаемой:

- Я дорожу её советами и жизненными подсказками.

Годы работы дояркой, когда резиновые сапоги - ходовая обувь и зимой, и летом, сказались на здоровье Антонины Фёдоровны. У неё болит нога. Без посторонней помощи в домашних делах сейчас не обходится. Хотя по-прежнему стремится всё делать сама. Сыну Николаю Васильевичу, который сейчас проживает вместе с матерью, часто приходится останавливать её. Да и Наталья Викторовна грозит пальчиком: "Берегите себя!"

- Знаете, как я люблю лето! - рассуждает героиня моего рассказа. - И не только из-за того, что родилась в июне. Летом к нам в гости приезжают мои любимые.

Это Антонина Фёдоровна говорит о внуках, их четверо, и правнуках, которых шестеро. Самая частая гостья - младшая внучка с правнуками.

- Как вижу их, радуюсь и в мыслях разговариваю с покойным мужем: посмотрел бы ты сейчас на наших кровиночек. Растут, набираются уму-разуму. Хочу, чтобы все они были счастливыми и жили под мирным небом.