Утраченная святыня Аркадакского храма - животворящий крест-мощевик
14:36
28 апреля
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
С болью в сердце и с радостью на душе, за утешением и вдохновением идут в храм жители и гости Аркадака и Аркадакского района.
Глядя на красоту храма, которая создана душою и руками людей во Славу Божию, радуется сердце: много людей потрудились над его созданием, возрождением. За эти годы в храме накопилось немало реликвий. Но первый наш рассказ о безвозвратно утраченной святыне Аркадакского храма - животворящем кресте-мощевике.
Итак, что это за крест? О нём ходили всякие, самые невероятные слухи и легенды, ему приписывались чудодейственные свойства. Коснётся, например, человек креста губами, и сразу излечится от всех недугов и болезней. За благо считалось прийти в Аркадакскую церковь и перед крестом принять святое причастие.
Этот крест попал в наш храм в виде подарка одного из владельцев Аркадака Аггея Васильевича Абазы.
Как предполагают аркадакские краеведы, крест с мощами святых достался Аггею Васильевичу Абазе от далёких предков, которые передавали его по наследству из поколения в поколение.
В "Трудах Саратовской учёной архивной комиссии" за 1893 год (вып.2, т.4, стр.110) есть подробное описание этого креста. Там сказано, что весом он полтора фунта, изготовлен из липовой доски. Позолочен. В кресте - до 40 частиц мощей святых угодников. Древняя надпись на нём гласила, что крест пожалован в дар за особые заслуги царём Михаилом Фёдоровичем окольничему Артемию Васильевичу Измайлову.
Что побудило Аггея Васильевича Абазу пожертвовать эту священную семейную реликвию в Аркадакскую церковь? Трудно сказать. Известно, что в 1822 году А.В. Абаза построил взамен деревянной церкви каменную церковь Вознесения. Возможно, в память о себе в 1838 году он пожаловал в дар церкви эту национальную святыню и семейную реликвию.
Но кто такой Измайлов, окольничий царя Михаила Федоровича? Об Измайлове есть обстоятельная информация в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Артемий Измайлов с малолетства царя был глубоко предан ему, отличался личной храбростью. Несколько раз назначался вторым воеводой в полках, воевал против крымских татар. В чин окольничего (второй думный чин Боярской думы) произведён за успешные действия против Болотникова.
Он жил и служил государству в сложное время, своим усердием навлёк на себя не только признание царя, но и зависть бояр. В 1634 году они ложно обвинили Измайлова в измене, и он, в итоге, поплатился за всё своей головой.
* * *
Реликвия - крест - хранилась в нашей церкви 80 лет. На большие православные торжества, коронации царей его забирали в Москву. Как свидетельствует история, возили его в Москву и на трёхсотлетие дома Романовых. Этот факт лёг в основу материала собкора "Саратовских вестей" Ивана Алексеевича Кузнецова "К.Р. приезжал в Аркадак за крестом". Оказывается, накануне 300-летия дома Романовых при подготовке к празднованию вспомнили, что в Саратовской глуши, в Аркадакской церкви хранится реликвия - крест с мощами Всех Святых православной России, принадлежавший ещё Михаилу Фёдоровичу! На время торжеств Великому князю Константину Романову поручили его доставить в Москву.
В своем материале И.А. Кузнецов пишет: "…к Аркадакской церкви - здесь назначили встречу - высыпал весь любопытный люд… прибыли князья, дворяне, торговые магнаты и священники. И сразу же громко, но мелодично зазвонили колокола. С верховий Хопра по большаку двигался каретный поезд. Его несли красавцы орловские белые и чёрные рысаки. Картина приближалась невероятно живописная.
В честь гостя грянули, полились подобострастные приветствия. А в церкви началась служба. Священники Горизонтов и Гибралтарский провели её вдохновенно и необычайно торжественно".
Константин Романов в окружении свиты объехал Аркадак, посетил церковно-приходскую школу, побывал в имениях Марии Григорьевны Раевской и Софьи Львовны Нарышкиной. Откушал у них чаю, от крепких напитков наотрез оказался.
* * *
История креста волновала многих. Как пропала священная реликвия, неужели следов её не осталось? К сожалению, это так. В 1919 году для обеспечения революционного порядка в Балашовский уезд прибыл отряд Николая Черёмухина с особыми полномочиями.
25 декабря 1919 года Черёмухин провёл в Аркадаке седьмой волостной съезд, который и стал фактически съездом, жёстко установившим в наших местах Советскую власть.
Мне удалось в архивном отделе администрации МО Аркадакского района найти в документах Семёновского сельсовета протокол седьмого Волостного съезда Советов Аркадакской волости от 25.12.1919 года. В президиуме: Черёмухин, председатель, Курышёв, товарищ председателя, Алексинский, секретарь. Докладчиком был Черёмухин. Он рассказал о проведённой за два года работе по продразвёрстке, сбору чрезвычайного налога, снабжению населения хлебом, маслом, солью, керосином. Одним из пунктов повестки дня съезда значился вопрос о вскрытии "Святого Животворящего Креста", хранящегося в Аркадакской церкви Вознесения. Не все участники съезда проголосовали за это единогласно (их было, кроме президиума, 39 делегатов, в составе которых врач Лукаш, активисты Сергиевский, Коломейцева, Духовников). Но всё-таки большинство набралось. На следующий после заседания день его участники вместе с отрядом Черёмухина, "сопровождаемые массой крестьян" пошли в церковь, где была проведена реквизиция наиболее ценного имущества, в том числе и креста, на нужды голодающих Москвы и Петрограда. Сохранилось подробное описание креста, составленное группой реквизиции.
В нём сообщается дословно следующее: "Крест вделан в деревянную рамку, обложенную по краю позолоченным серебром. Размер рамы около одного аршина в квадрате. Сам "Крест" - серебряный, позолоченный, размером в длину и ширину 5-4 вершка. К доске прикреплён 4-мя гвоздями недавнего происхождения. Верхняя пластинка "Креста" прикреплена железными шпильками, смазанными каким-то жирным веществом. По снятию верхней крышки взору представляется, что пустота "Креста" наполнена какой-то серой, но неоднородной застывшей массой, издающей запах ароматных веществ. Эта масса вкрапляет в себя какие-то тёмные вещества, твёрже, чем сама масса, от которой и поверхность массы неровная. Устойчивость этой массы без химического анализа определить невозможно. Этой-то массой, согласно вышеприведённого описания, и залиты мощи.
Когда поперечник "Креста" был поднят, то на нижней пластинке креста никакого другого состава, кроме приведённого, не оказалось.
Для того, чтобы установить, нет ли в этой массе органических веществ, подтверждающих присутствие мощей в массе, в запечатанном церковной печатью сосуде, масса отправлена для химического анализа в г. Саратов.
По зрительному впечатлению кусочки тёмные, вкраплённые в общую массу, представляющую вещество, похожее на канифоль, если не самую канифоль. При сжигании на огне чёрные пятна издают запах росного ладана.
Один вскрытый медальон, находящийся в углу рамы выше "Креста", по описанию на обороте включает в себе семь мощей: царя Константина, Фёдора Стратилата, Меркурия, Ефстафия, Якова Перекопа, Богоматери Анны, Феодосии девственницы. Причём при вскрытии в массе восковых 7 чёрных вкраплений, которые при сжигании издают запах росного ладана, горят как ладан. Быстро плавятся. Сжигание одного тёмного вкрапления целиком, кроме сжигания частей от других вкраплений, оказалось, что они плавятся быстро, сгорают, издавая запах росного ладана.
Ввиду этого вскрытия, комиссия находит, что тёмные вкрапления, очевидно, выдавались за мощи, ибо они по количеству соответствуют числу написанных на обороте святых. И есть не что иное, как самый обыкновенный росный ладан, залитый воском.
Ни костей, ни плоти, ни дерева, ни ризы, ни млечных веществ не оказалось, нетленного ничего нет. О чём и составлен настоящий акт для объяснения населению. Один медальон, запечатанный церковной печатью, отсылается для анализа.
Председатель съезда (Черёмухин).
Член Президиума Алексинский)".
(БФ ГАСО. Ф. 39 оп. 1, дело 164, лист 5,6).
Так Аркадак утратил свою святыню.
После революции гонителей Церкви в первую очередь интересовали не святыни, которые столетиями собирались и сохранялись православными христианами, а те драгоценности, которыми их украшали наши предки. "Измайловский" крест был весь из драгоценного металла: только один серебряный оклад доски, в которую он был вложен, весил около килограмма. И новые "хозяева жизни" уготовили для креста судьбу частички материальной базы мировой революции. Такой стала участь христианской святыни.
Предпринималось немало попыток найти следы пропавшего креста. Говорили, что аркадакские прихожане подобрали выброшенную реквизиторами за ненадобностью деревянную форму креста, где когда-то хранились мощи, и она сберегалась в семьях, передавалась из поколения в поколение. И, якобы, деревянную форму креста без мощей приносили в наш храм во время одного из крестных ходов. Но слухи остались слухами.
Как отметил отец Михаил, священник храма Вознесения, в настоящее время благотворители помогают восстановить наполнение креста мощами тех святых, что когда входили в состав уникального креста-мощевика. Восстановленный крест-мощевик станет одним из подарков верующим Аркадакского района. Так планируется вернуть храму Вознесения его главную святыню!
Ирина СЕМЁНОВА.