Каждого героя воспитала мать
У каждого поколения - своя война и свои герои. Наше время выбрало людей, участников специальной военной операции на Украине, солдат и офицеров, добровольцев, которые проявляют лучшие человеческие качества, отважно бьются ради спасения людей Донбасса, ради мирного неба над нами, ради родной страны.
К сожалению, не все остаются живыми в жестоких боях…
Как герой погиб наш земляк, уроженец села Семёновка, Максим Щербинин. Ему было всего 28 лет…
Посмертно Максим Андреевич Щербинин награждён орденом Мужества.
Эта награда, фотографии, что-то из одежды, которую он носил на гражданке, остались теперь у матери, Елены Викторовны, от высокого, крупного, спортивного сына. У матери, воспитавшего героя, ставшего верным сыном России.
Она помнит тот день до мелочей. С утра было тревожное состояние. Она звонила Максиму. Телефон не отвечал. Тогда начала звонить по всем номерам ребят, которые у неё были в контакте. По одному номеру ответили. Переспросив: "Максим Щербинин?" и прозвучало страшное: "Он погиб".
Сначала не поверила. Официального извещения о его гибели не было, тело его не привезли…
- Не может быть, - говорила она сама себе. Но телефон Максима молчал. И приходило осознание: "Это всё, Максимки больше нет".
Тянулись томительные тревожные дни. Ждать было невыносимо. Она обрывала телефон военкомата, кричала в трубку: "Где мой сын?". Не получив ничего определённого в ответ, сама поехала его искать. Мобилизовалась настолько, что слёзы ушли. Надо было действовать. Мозг работал чётко, сосредоточенно, энергия так и рвалась наружу.
Она его нашла в Ростовском морге. Слух оказался правдой…
- Я никого не виню. Это война, - делится Елена Викторовна.
Сейчас в новой жизни, где Максима нет, оставаясь один на один со своими мыслями, вспоминает отдельные эпизоды общения с ним.
Она как мать всегда хотела его уберечь. Плакала и предупреждала, когда он первый раз заключил контракт на службу в армии, когда второй раз заключил контракт и его готовили к командировке в Сирию.
Тогда он послушался жену и мать, расторг договор. Пошёл против себя.
И вроде стала налаживаться жизнь на гражданке. Открыл своё ИП в Подольске, материальное положение нормализовалось. Но события на Украине не давали покоя. Он там уже бывал дважды до начала СВО. Представлял, что там происходит. Поддерживая связь с друзьями, с которыми служил по контракту в десантных войсках, повторял: "Никто, кроме нас".
И однажды, договорившись со своим сослуживцем, решили пойти на СВО. В Подольском военкомате заключать контракт с ним не стали, так как личное дело хранилось в Ртищеве. Так он перед уходом на фронт оказался в Семёновке.
Елена Викторовна, узнав о его решении, попыталась снова слезами остановить его.
- Знай, я - против, - говорила она решительно. Но поняв, что травмирует чувства сына, продолжила: "Я смирюсь с любым твоим решением, если ты иначе поступить не можешь".
Максим удовлетворённо отреагировал: "Наконец-то я услышал то, что давно хотел от тебя услышать! Мама, я иду, чтобы над вами не летали самолёты, несущие смерть. Я хочу, чтобы вы жили спокойно под мирным небом".
И это не пафосные слова. Он действительно так жил и так думал.
Так говорил её Максим, зрелый, всё обдумавший человек, со своей гражданской позицией, настоящий мужчина, чётко осознающий своё жизненное призвание: обеспечивать свою семью и защищать её от врагов.
Максим родился 20 июля 1994 года с богатырским весом - 4 килограмма 200 граммов. В обычные пелёнки не умещался сразу. В ползунках активно работал ручками и ножками. Близкие сразу сказали: "Спортсменом будет".
Угадали. Обучаясь в Семёновской средней школе, постоянно занимался спортом, посещал спортивные секции. Особенно привлекали его футбол, бокс. В спортивных состязаниях не раз занимал первые места, в составе сборной Аркадака по футболу выезжал на областные соревнования.
После обучения в школе получил сразу несколько настоящих мужских профессий: автомеханик, газоэлектросварщик, водитель.
Но настоящее своё дело он нашёл в армии, сначала отслужив срочную службу, потом пойдя на службу на контрактной основе. Здесь пригодились все гражданские профессии и хорошая спортивная подготовка.
Высокий, крепкий, красивый, никогда не унывающий, с хорошим чувством юмора и открытой душой, - таким он запомнился многим.
Елена Викторовна сейчас часто смотрит на своих внуков, десятилетних Ангелину и Константина, удивительно внешне и по характеру похожих на Максима. Ангелина - дочка Максима. Она сейчас проживает в Саратове. А Константин, внук от старшего сына Сергея (мама его погибла в раннем возрасте), сейчас живёт с бабушкой, когда отец уезжает на работу.
- Если бы не Костя, мне было бы гораздо труднее,- говорит Елена Викторовна. - Но Максима всё равно никто не заменит.
- В чём нахожу успокоение? - размышляет она. - Хожу на кладбище, проведаю сына и становится легче. Разглядываю фотографии. Постепенно приходит сознание, что он где-то живёт. Не с нами, но рядом.
Однако по-настоящему матерей погибших может успокоить только то, что их сыновья погибли не напрасно. Ведь душа матери, несмотря ни на что, переживает так, как будто сыновья живые, и всё знают и понимают, что происходит. Нельзя обижать их память показухой, неискренностью, формальным отношением к матерям. Очень ценно в отношении к ним любое внимание, доброе слово, понимание, участие.
Елене Викторовне помогает сейчас общение с друзьями Максима, с которыми он воевал. Она разговаривает с ними по телефону, переписывается в соцсетях, а сослуживцы приезжают, когда бывают в отпусках. Уже несколько человек побывали в гостях. Так она будто поддерживает связь с сыном, переживает за всё, что происходит на фронте. Живёт в том же напряжении, что и раньше.
- Ребята из расчёта, в котором воевал Максим, сейчас на передовой. Идёт седьмой день наступления, - делится она. - Некоторые лечатся, получив ранения, есть и погибшие.
Недавно она ездила в Балаково на похороны. Парень, с которым служил Максим, вместе с ним погиб. Она поддерживала связь с его семьёй. В октябре его отец решил пойти на СВО и отомстить за сына. Теперь и его похоронили.
Общее горе объединяет.
Война несправедлива. Здесь смерть летает в сантиметре от земли. И у Господа свои планы. Так говорят на фронте. С этим приходится считаться.
- Мы, матери погибших, должны жить дальше, жить достойно, правильно, чтобы наши сыновья сверху смотрели на нас и радовались, - делится Елена Викторовна. - Говорят, что время лечит. Нет, оно не лечит, просто учишься жить с тем, что уже не изменить.
Я не одна такая в нашем районе. Жаль, что мы не общаемся, что каждая из нас живёт со своей болью. Но мы должны верить, что наши мальчишки погибли не напрасно. Они настоящие мужчины и мы просто обязаны гордиться ими!
Ольга Хмельнова.