Была у атамана жена, и звали её Алёнка

8:19 6 июля
344
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
проект ред.jpg
"Такая вот пройдёт полями, не склонит русой головы. Под азиатскими бровями - глаза славянской синевы", - так пишет об аркадакских женщинах наша поэтесса Таисия Астапенкова.
Подтверждением этого характера является легенда, которая живёт в нашем народе. Рассказывает она об Алёнке, подруге славного атамана, который принял бой с отрядом царского войска, когда вольных казаков решили приспособить к царской службе.
- Ах, ты, - "варнак"! - ругаются в наших местах матери на хулиганистых сыновей. И при этом не подозревают, что слово "варнак" означает "казак-разбойник".
В воспоминаниях нашего земляка, философа и психолога, доктора философских наук, члена-корреспондента академии наук СССР, главного редактора "Философской энциклопедии", автора одного из самых востребованных в течение достаточно долгого времени учебников по философии для учащихся высших учебных заведений Александра Спиркина "Ровесник Советской власти" я впервые прочитала: "Родом я из старинного казацкого села Чиганак". До этого ни в одном краеведческом исследовании ни о чём подобном даже вскользь не упоминалось. Меня это заинтересовало. Казацкое село в наших местах? Хотя… На некоторых старинных фотографиях можно увидеть предков явно в форме казаков. Однако это более поздний период. Но мало ли…
Точку над "и" ставят книги под общей редакций профессора, преподавателя Балашовского филиала СГУ В.В. Смотрова, который в течение многих лет занимался историей Хопёрского казачества. Его работы поднимают целый пласт истории, о которой в советский период, да и не только в советский, предпочитали не говорить…
До этого наиболее активное освоение Саратовского Прихопёрья в пределах Российского государства было принято связывать с царствованием Петра Первого. Исследования же профессора Смотрова говорят о том, что многое, слышанное в древних легендах, например, об Алёнкином кургане Семёновского муниципального образования, возникло не на пустом месте.
Так вот, до "Петровской грамоты" была ещё одна. И касается она именно казаков.
Когда возникло Донское казачество, с расселением которого связывают освоение наших мест, вопрос до сих пор не изученный. Во всяком случае, Пимен, проезжая в 1389 году по Дону, говорил о каких-то разбойниках, обитавших в верховьях реки. Многочисленные развалины построек и даже целых городов, которые он видел, указывают на существование здесь некогда осёдлого народа. Но какого, неизвестно. Его поселение в здешних местах связывают по одной из версий с тем, что частые набеги ордынцев заставляли русских князей держать в степи караулы, которые могли бы извещать жителей об опасности.
При Дмитрии Донском, кроме рязанских, встречаются и московские караулы. Пограничная стража по обстоятельствам постоянно двигалась вглубь степей. К концу 13 началу 14 века она далеко перешагнула за реку Воронеж. За станичниками и караулами двигалось и русское население.
В книге Е.В. Савельева "Древняя история казачества" (М., 2002 год) говорится, что за подвиг казаков при взятии Казани Иван Грозный пожаловал им грамоту на пользование землями бассейнов рек Дон, Хопёр и Медведица! За казаками признавалась полная автономия и самостоятельность. Вот ключ к разгадке! Вместе с тем, есть версия, что принятой грамотой Иван Грозный узаконил пребывание казаков на освоенных ими ранее землях. Например, в "Казачьем словаре-справочнике" говорится о том, что хопёрские казаки с древних лет проживали вдоль Хопра, в том числе и на территории Саратовского Прихопёрья.
Куда же казаки из наших мест подевались потом? Как свидетельствуют исторические документы, из-за земель и властных притязаний впоследствии развязалась жёсткая борьба между Московией и Войском Донским.
Казаки изначально стояли за свои вольности и были в сложных отношениях с Русской Православной Церковью, хотя основой основ, тем не менее, считали православие. Кроме того, они были истовыми хранителями старины, а, следовательно, и старой веры. Отношения власти и казаков складывались сложно. Они пытались сохранить свою волю. Поэтому возникали серьёзные бунты против власти.
В 1695 году Пётр Первый изъял грамоту, дарованную казакам Иваном Грозным. Москва постепенно, но всё настойчивее стала теснить донских и хопёрских казаков в юго-восточном направлении.
Крестьяне из центральной России, Украины, уклоняясь от царской повинности, тоже бежали в казачьи городки на Дон, на Хопёр. На казачьей земле действовал принцип "С Дона выдачи нет".
В результате 6 июля 1707 года Пётр Первый направил в Прихопёрье отряд в тысячу человек во главе с князем Ю.В. Долгоруким для поиска беглецов и отправки их на место. Над хопёрскими казаками и их семьями издевались: рвали носы, сажали на кол, заковывали в цепи, насиловали жён, дочерей, сестёр. Кондратий Булавин, возглавивший казацко-крестьянское восстание на Среднем и Верхнем Дону, " с сотоварищами и пришлыми людьми" напали на царские войска и разгромили их. В этой схватке погиб и Юрий Долгорукий. С неё началось массовое восстание казаков под предводительством Булавина, который в марте 1708 года был в селе Пристанное на Хопре, куда из разных мест в его войско "подтягивались" хопёрские казаки. Так они выражали неудовольствие, что Пётр Первый ликвидировал их вольность и не стал считаться с их правами и прежними заслугами.
Не на этом ли факте зиждется легенда об Алёнкином кургане в селе Красный Полуостров Аркадакского района? Вполне возможно, что на этом. Слишком естественно, что в тот период один из казаков со своей возлюбленной Алёнкой организовал шайку, жил разбоем и не подчинялся царскому указу.
девушка простор.jpgПо одной из легенд бой у "воровских казаков" во главе с атаманшей Алёнкой был против "царёвых людишек".
В ходе боя атаман погиб, и решительная, смелая Алёнка встала на место мужа, чтобы бой с царским отрядом продолжился. Но потом погибла и Алёнка. Казаки похоронили её и в память о ней насыпали над могилой большой курган.
Он на самом деле существует. Сегодня он, конечно, не столь высок, как когда-то. Но, тем не менее, возвышенность его на местности, заросшей клёном, сохраняется. Несколько лет назад местный отряд археологов Семёновской школы побывал на этом кургане с целью поверхностного исследования. Им удалось обнаружить тут следы пребывания людей.
Но действительно похоронена ли здесь вольная казачка Алёнка, сказать нельзя. Достоверно известно лишь то, что курган существует и носит её имя. Как и то, что до сих пор в Аркадаке живут люди с фамилиями явно казацкого происхождения: Стрельцов, Зверев, Вишняков, Видин, Деревянкин, Калашников, Коньков, Кудрявцев, Кабанов, Ломовцев, Ломов, Морозов, Пономарёв, Пятибратов, Семибратов, Удалов, Остроухов, Шабанов, Бубнов, Провоторов, Атаманкин... А рядом с ними живут смелые и решительные, крепкие женщины, которые точно могут встать в трудную минуту плечом к плечу с любимыми и продолжить их дело.
Ольга Хмельнова.