Мы воевали с мировым терроризмом и понимали это

8:29 15 февраля
496
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Дата Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.

Сегодня гость редакции "СН" - Валерий Васильевич Федяев, "афганец", из тех участников боевых действий, в честь которых и был изначально придуман этот день.

Он вернулся домой раньше, в 1986 году, по окончании службы. И в феврале 89-го, прильнув к экрану телевизора, с замиранием сердца смотрел, как армадой идут колонны с ребятами на броне, как командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов, спрыгнув с бронетранспортера, пересекает мост, показывая, что он последним перешёл пограничную реку Амударья…

В тот момент Валерий испытывал противоречивые чувства. Была радость, что всё закончилось, и настороженность: что будет дальше? Но ни тогда, ни сейчас его не покидает уверенность в честно выполненном долге.

- Мы понимали на уровне подсознания, ощущали кожей, что воюем с мировым терроризмом. Что нашу страну вновь испытывают на прочность, как говорится, "пробуют на зуб".

 

Тут всё по-другому, тут климат иной…

Строки первого письма домой из Афганистана: "Всё, что рассказывают об Афганистане, это всё не то. Тут всё по-другому, тут климат иной". Будто строки из песни Высоцкого "Вершина".

Шестьдесят писем сына из Афганистана уже 38 лет бережно хранит его мама Любовь Тимофеевна. И в каждом из них он убеждал родителей не волноваться, что он обязательно вернётся живым. И ещё звучала оговорка, что хотел сюда попасть изначально, мечтал об этом.

- Не всем же служить в Союзе. Кто-то должен повоевать в горячих точках…

На самом деле Афганистан полыхал с 1979 года. И ребята, которым предстояло служить в армии, поневоле задумывались об этом.

В Аркадак уже пришли первые похоронки. Пацаны пели под гитару афганские песни… Что-то узнавали у тех, кто вернулся.

Валерия призвали в армию в 1985 году. Мысли о том, что впереди возможен Афганистан, зародилась ещё в учебке. Обучение проходили в Винницкой области на базе подготовки поваров. Но никакого обучения поварскому делу на самом деле не было. Была полугодовая полноценная военная подготовка. Потом приехал представитель, и забрал всех во Львов, после перебросили в Ташкент, Чирчик. Становилось горячее.

Огромное плато, уставленное палатками. Сборный пункт. Потом перевезли в гражданский аэропорт. И этим сбили с толку. Посадка в самолёт гражданской авиации. Стюардесса объявила, что до пункта назначения 50 минут лёта. Оказалось, да, на самом деле от Ташкента до Кабула 50 минут пути.  

И вот Кабул. Ужасающая жара, всё - в коричневых тонах. Много советской техники, самой разной. Много вооружённых людей, одетых кто во что. Ветер, несущий клубы пыли, которая сразу же заскрипела на зубах. Следы военного положения видны повсюду. И горы. Горы, которые потом будут восприниматься как объекты опасности и как объекты спасения. Потом на двух вертолётах доставили в провинцию Газни, что недалеко от границы с Пакистаном. А уже отсюда - в расположение части.

 

Строки из письма родителям

- Здесь тихо, так что не расстраивайтесь. Полтора года промелькнут незаметно. Тут многие ребята пишут родителям, что служат в Монголии. Я решил сразу написать правду, зачем вводить в заблуждение? Сегодня встретил земляка из Падов. Он уже отслужил полтора года. Всё нормально. Будьте за меня спокойны.

Валерий.

*     *     *

Вновь прибывших собрали в полковом клубе. Прочитали лекцию по технике безопасности. Потом - определили на карантин. Казалось, ну зачем это всё, надо уже дело делать, пользу приносить. Но время показало: всё успели.

Оружия много, новички всё-таки полезли, куда не надо. Были ранения из-за нарушений техники безопасности. Как говорится, по глупости. Потом уже все поняли серьёзность положения и собственную ответственность за жизнь.

Вразумил всех и факт, что определили их в легендарный 191 отдельный мотострелковый полк, которым незадолго до их приезда командовал Лев Яковлевич Рохлин. Дисциплина и порядок в полку были исключительные. Подобран умный командный состав, который бережно относился к бойцам. Это уж после удалось узнать, через что пришлось пройти полку. В 1984 году, когда подполковник Лев Яковлевич Рохлин был заместителем командира полка, расположение окружили моджахеды. Командир струсил и сбежал, бросив полк на растерзание. Но Рохлин взял командование на себя и спас положение. Под его командованием полк приобрёл свою афганскую славу и известность за дисциплину, сбережение бойцов и профессионализм состава.

 

Первый выход и первый обстрел

После карантина началась обычная боевая работа. У каждого подразделения были свои задачи. У Валерия Васильевича военная профессия - гранатомётчик. На базе в полку бывали редко. Больше - в горах. Первый выход показался нереально сложным: 50 килограммов груза у каждого, разрежённый воздух, днём - жара, ночью - холод, нехватка кислорода… Казалось, в таких условиях восхождение не осуществить. Но зашли нормально. Оказалось, спускаться гораздо сложнее. Боролись с разрозненными группами боевиков: они тоже были заинтересованы занять выгодные позиции для наблюдения и обстрела открытых пространств с гружёной техникой. Во время одного из рейдов нашли склад моджахедов: медикаменты, литературу. Медикаменты индийские. А среди книг одна называлась "Опыт Ковпака в партизанской войне"!

В перерывах между операциями сопровождали колонны техники с горючим, боеприпасами, другими грузами в Дуабское ущелье. Колонна двигалась по открытой местности, кругом - горы. В тот первый выход душманы встретили колонну миномётным огнём. Командир взвода погиб. Но огневые точки быстро подавили. В конце колонны даже и не поняли, что произошло.

И снова воспоминание о командирах, о том, как сберегали солдат, брали ответственность на себя, рисковали, и риск был оправданным - сохранённые жизни бойцов и выполненные задачи.

Последние полгода провёл в Газни, занимался охраной советников МВД. В охране - всего 14 солдат. Определённый риск присутствовал.

 

Дорога домой

Валерий Васильевич относится к первому афганскому призыву, который был демобилизован вовремя. 1 декабря он уже приехал в Аркадак. Не передать словами, как были рады его родные: мама, Любовь Тимофеевна, папа, Василий Иванович, сестра Екатерина. Каждый день его службы в Афганистане был днём тревоги и переживаний, ожиданием письма и контроля событий на фронте. Все они ждали этой встречи. Казалось, что теперь всё будет хорошо. Он и сам думал, что быстро адаптируется, привыкнет к мирной жизни, будет трудиться, зарабатывать, воплощать мечты о семье, своём доме, детях. И когда ему предложили сразу после службы отдохнуть в Батуми, не захотел. Рвался домой. А тут оказалось, что ушёл служить он из одной страны, а вернулся в другую…

И вроде всё нормально: в военкомате выдали удостоверение участника боевых действий в Афганистане, райком комсомола свозил в Саратов на турбазу, где встретились участники афганских событий. 250 человек общались и отдыхали три дня. Но уже шла перестройка, "скакали" цены, начались проблемы с работой.

Работы Валерий Васильевич никогда не боялся. Отец его трудился заместителем директора комбината хлебопродуктов, и сын с подросткового возраста подрабатывал на мельнице во время летних каникул. После школы до призыва в армию трудился здесь же помощником вальцевого. Сюда же вернулся и после службы. Затем учился в строительном техникуме в Саратове. Но когда приехал по распределению в строительную организацию, она уже была на грани развала. Зарплату не платили, заказов не было, за выполненную работу заказчики не расплачивались… А надо было как-то жить.

Устроился работать на маслозавод пчеловодом. Перед этим уже год как имел своих пчёл, некоторый опыт в этом деле приобрёл. Но и на этом предприятии начались нежелательные перемены.

Валерий Васильевич никогда не опускал руки. Никогда не горевал об упущенных возможностях. Всё, что приобретал в своей жизни, использовал во благо.

Он создал семью. На месте родительского дома выстроил новый дом и продолжает его и его территорию благоустраивать. Держит пасеку. Развёл сад. Вместе с женой вырастили двух сыновей и помогают им становиться на ноги. Старший женился.

У Федяевых хорошая, дружная семья. Все труженики, дети - целеустремлённые.

Отец передал сыновьям главное - в жизни нельзя быть расслабленными. Надо уметь держать удары времени и судьбы. И уметь брать на себя ответственность. Они эту науку усвоили. Перед глазами - пример отца.

Он никогда не кичился, что воевал в Афганистане, никогда не требовал себе каких-то преференций за это. Ну, был такой эпизод в судьбе и был.

- Сейчас тоже непростая ситуация, - делится Валерий Васильевич. - Опять наши ребята, участвуя в СВО, противостоят мировому злу. В Афганистане всем процессом тоже руководили иностранные советники под неустанным контролем США и НАТО. Всё как тогда. Но ведь должен кто-то стоять на защите интересов нашей страны! Это всё, что у нас есть, это наш общий дом.

Лучше и не скажешь.