Малиновская школа - долгий путь становления образования на селе

8:17 8 июля
553
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
       Я никогда не училась в Малиновской школе. Малиновка - родина моего отца, он здесь родился, вырос и учился. Поэтому воспринимаю это село как свой исток, свою историческую родину. Сейчас веду архивный поиск, чтобы лучше узнать историю Малиновки. Естественно, что в зону моих интересов попала и местная школа. И вот я в здании нынешней школы села. 
      Тихие своды, специфический "школьный" запах, исходящий от учебников, пособий. Уют, покой, строгий порядок присутствуют в атмосфере. При входе в фойе встречает всех целая стена фотографий выпускников вместе с учителями. Это так интересно и ярко! Автоматически ищу своего отца среди выпускников. Но его класса здесь нет. Он учился в другом здании. Нынешнее действует с 1967 года. Так возникло желание узнать, как развивалась система образования в этом некогда самом крупном по населению селе района. 
      Балашовский архив ГАСО и Аркадакский архивный отдел администрации дали возможность это сделать.
Школа при церкви и земская школа
До открытия первой школы в Малиновке, по косвенным данным, грамотных в селе было немного. Исследователь Балашовского уезда из Крутца Александр Никольский в 1855 году отмечал, что "грамотность в народе вообще незначительна". Среди крестьян из тысячи душ грамотных - не более пяти человек. Во многих селеньях люди вообще не знали грамоты. Только после реформы 1864 года, когда было принято "Положение о начальных народных училищах", в сёлах начали заниматься обучением детей грамоте.
До Малиновки этот процесс дошёл к 1867 году, тогда при церкви была учреждена церковная школа. По данным 1901-1902 годов, школа существовала, размещалась в церковной строжке.
По данным инспектора народных училищ за 1885-1889 годы, по распоряжению Балашовского уездного училищного совета в Малиновке в 1888 году (по документам земской управы - в 1875 году) открыли первую земскую школу.
Под школу уездное земство пожертвовало дубовое здание под железной крышей. Оно располагалось в центре села в 210 метрах от церкви. Одна классная комната на всех, 10 больших окон. Отапливалась школа двумя печками-голландками. Вода для питья - из Хопра, отхожее место - местный овраг. Квартира для учителя была в этом же здании, состояла из двух комнат.
На дрова для отопления малиновское общество выделяло 25-30 рублей. За освещение платил сам учитель. Четырёх человек нанимали для отопления школы и подвоза воды.
Школу не ремонтировали, и она быстро пришла в негодность. Уже к 1893 году из-за ветхости здание стало непригодным для использования.

Учились в "образцовом здании"
В 1899 году земство построило новое здание, и Балашовский училищный совет признал его образцовым. Здание было длиной 18 и шириной 9 метров, высота составляла 3,5 метра. Каждая классная комната была 9 на 9 метров, в каждом классе - 7 окон. Две комнаты отводили учителям. Под огород выделили 6259 квадратных метров земли. Но… это здание не могло вместить в себя всех желающих учиться. Малиновка состояла фактически из двух частей, удалённых друг от друга на два с лишним километра. В каждой части проживало примерно по 300 детей школьного возраста. Фактически в школе обучались всего 200 детей и то - в две смены. Второй смене за отсутствием тёплой комнаты приходилось по два часа ожидать своей очереди на улице.
С 1912 года малиновцы начали поднимать вопрос о школе. Жители села пришли к выводу, что пристройку к когда-то образцовому зданию делать не имеет смысла. Лучше иметь в каждой части села по школе. Строительство запланировали на 1914-1915 годы. Однако планам не суждено было сбыться. Из-за финансовых затруднений в 1914 году Балашовское земство список очередников на строительство сократило, исключив Малиновку.

После революции
После революции во исполнение Декрета "О всеобщем образовании" местной власти предписывалось открывать новые школы. Предлагалось даже открывать так называемые "примитивные" школы, используя для этого крестьянские избы, в качестве оборудования - обеденные столы и лавки. Но новая власть столкнулась с теми же проблемами: на строительство школы не было денег. А у детей для обучения не было обуви, одежды, и они были плотно заняты работой в собственном хозяйстве.
В 1920 году в Малиновке работали две школы: одна - в собственном здании, другая - в бывшем здании удельного ведомства. Но вскоре пришлось здание школы отдать под тифозный барак. Для учёбы наняли крестьянский дом.
В 1929 году Аркадакский райисполком вновь озаботился строительством в Малиновке каменной школы. Решение приняли, но и эту школу не построили.
К 1952 году райисполком принял решение купить дом под школу. Площадь его составляла 73 квадратных метра. Это был один класс, пионерская комната и библиотека.
Школьное хозяйство села теперь состояло из трёх зданий, однако все они не отвечали предъявляемым требованиям. И снова в 1959 году на общем собрании малиновцы подняли вопрос о школе. Правлению колхоза дали наказ построить новое кирпичное здание под школу на 600-700 мест. Такова была потребность.
Это нынешнее здание школы. Фактически его построили на 280 мест. Строительство шло долго. Школу открыли только к 1967 году. Так желание малиновцев иметь хорошую школу осуществилось только спустя 55 лет и лишь для их правнуков.
Школа расположена в центре села на улице Крупской, 13-а. Первоначально всех поражали школьные коридоры. Они были расписаны профессиональными художниками в течение двух месяцев.
Сегодня в школе 10 классных комнат, спортзал, компьютерный класс. Школа оборудована тёплыми туалетами, водопроводом, отапливается газом. Около школы - стадион.
В этой школе раскрыли свои преподавательские таланты и оставили о себе добрую память супруги Дедюрины, супруги Медведевы, Людмила Петровна Князева, преподаватель истории, Любовь Николаевна Судакова, Вера Константиновна Ястребова, учителя начальных классов, Людмила Петровна Пахомова, преподаватель математики и многие другие.
Сегодня в школе 38 учеников, она является филиалом городской средней школы № 2.

Становление учебного процесса
Первого сентября каждый год малиновские ребятишки, как и все дети страны, нарядные идут в первый класс. Кажется, так было всегда. Но архивные документы говорят обратное. Конкретное время начала учебного года в Малиновке долгое время не устанавливали. До поздней осени дети тянулись на занятия. Неодновременное начало обучения было связано с занятостью детей в личном подсобном хозяйстве и на полевых работах. По этой же причине было много пропусков занятий. Только в 1868 году установили правило начинать занятии с 1 сентября и заканчивать 1 апреля. Позже добавили для обучения и май. Этот месяц не был задействован в крестьянском хозяйстве, и у детей оставалась возможность учиться.
Но в Малиновке ещё долгое время занятия начинались с 8-15 сентября. В 1892-1893 году из-за эпидемии холеры дети в школу пошли с 15 октября. И только в 1932-1933 годах учебный год в Малиновке стал начинаться с 1 сентября ежегодно. Министерство народного просвещения предписывало принимать для обучения детей в возрасте с 8 до 12 лет. Поэтому существовал большой разброс в возрасте учащихся в одном классе.
Посещаемость была нерегулярной. Причины - не в чем идти в школу, болезни, религиозные праздники, в которые родители на учёбу не пускали. Учителя вели разъяснительные беседы, но подобное положение оставалось вплоть до 60-х годов 20 века.
Кроме разъяснительных бесед, школа и местная власть помогали семьям материально, выдавали одежду, обувь для детей.
С открытием земской школы в ней в 1870 году обучались 45 мальчиков. С 1902 года - 113 человек. В последующие годы - до 200 человек. Рост количества учащихся произошёл после революции. Обучение шло в две смены.
В 1936-1937 годах учились 327 человек, в 40-41 годах школа стала шестилетней, в ней учились - 413 учеников, в 42-43 годах - резкое снижение, учились 130 человек.
После войны количество учащихся постоянно росло и превышало 400 человек. Резкое снижение началось с1990-х годов.

Преподавали люди благонадёжные
С момента открытия школы к учителям предъявлялись определённые требования. Люди духовного сословия допускались к работе без ограничений, светские - с разрешения училищного совета и при подтверждении подготовленности, нравственности и благонадёжности. Первым учителем в течение 20 лет был Александровский из духовного звания из среднего отделения Саратовской духовной семинарии. В 1873-1874 годах земское собрание признало его заслуживающим поощрения "за усердные и полезные занятия". С 1887 года после освобождения должности приняли учительницу Космолинскую, девицу 23 лет, из духовного сословия после окончания курсов Саратовского епархиального училища. Накануне войны учительский состав полностью обновился. Работали 14 человек после окончания педагогических курсов и педучилищ. В 1944-1945 годах преподавали шесть человек.
Если до этого учителя были приезжие: из Чиганака, Аркадака, других мест, то после войны появились малиновские учителя - Почтарёв, Гурчёнковы.

За учёбу вручали премии
Как свидетельствуют архивы, с момента открытия школы малиновские дети получали лишь основы грамотности. Это были навыки чистописания, арифметики, Закона Божьего. Дополнительно изучали ремесло, гимнастику, рукоделие, церковное пение. Между тем в 1873-1874 годах по результатам проверки школа была отнесена к первому разряду, что означает хорошие знания у учащихся.
В послереволюционной школе прослеживаются проблемы с успеваемостью. Причина - длительные пропуски, недостаточная подготовка кадров учителей, недостаточное обеспечение учебниками. Значительно пострадала школа в 1919 году, когда сюда пустили на постой красноармейцев. Из 2044 учебников осталось 378, пропали вёдра, лопаты, бутыли для керосина и другие предметы материального обеспечения. В 1932-1933 годах в школе существовала проблема обеспечения учебниками, тетрадями. И ещё долго, в войну и после войны, дети писали на полях газет, на картоне, на дощечках. Не было чернил. Ради них настаивали дубовые шишечки, что образуются на листьях этого дерева, разводили водой печную сажу.
Всё это влияло на успеваемость. В апреле 1939 года из 448 учащихся не успевали 68. Даже есть решение президиума сельсовета выделить для поощрения отличников по 70 рублей каждому, чтобы стимулировать других к учёбе.
Но, тем не менее, и в 1952-1953 учебном году успеваемость составляла 80,5 процента.

Сложный путь прошла малиновская школа от становления системы образования до наших дней. Но за эти годы несколько тысяч сельских детей получили знания, дающие выход к профессии, к формированию личности, социализации в обществе. И за это ей и её учителям поклон и большое спасибо!
Лариса Кочетова, краевед. 

Вверху на старом фото: школа в Малиновке. 1929 год.
Внизу представлены фото современной школы.