31 Октября description 17:26
Вернуться назад

13:41

28.09

0 39

Удача балашовских поисковиков под номером 4081

В нашей газете уже вышли в свет несколько публикаций, рассказывающих о самом значительном и знаковом событии, которое произошло в нашем районе в год 75-летия Победы и которое  ещё крепче объединило нас с соседями из Ртищевского и Турковского районов, - установлении имён лётчиков, похороненных на сельском кладбище в Красном Яре. 78 лет о них ничего не было известно. Знали только, что погибли они в период Сталинградской битвы. С подачи "Сельской нови" взялись за эту работу поисковики отряда "Рубеж" из города Балашова. Их усилия увенчались успехом!

На днях в Аркадакском филиале областного музея краеведения состоялось знаковое событие - встреча руководителя Балашовского поискового отряда "Рубеж" Алексея Олеговича Булгакова с первым заместителем главы администрации района Андреем Вячеславовичем Визнером, в ходе которой он передал все документы, касающиеся поиска и установления имён лётчиков. Одновременно в ходе встречи Алексей Олегович передал в музей часть найденных в результате раскопок деталей обшивки погибшего самолёта. Они после определённых формальностей займут своё место на выставке, посвящённой 75-летию Победы.

Кроме того, в ходе встречи шёл разговор о вариантах благоустройства места захоронения лётчиков. Ведь могила на сельском кладбище Красного Яра пока по-прежнему остаётся безымянной.

Этапы поиска

Как проходил поиск, какие трудности встретились на пути - об этом и многом другом мы поговорили при встрече с руководителем поискового отряда Алексеем Олеговичем Булгаковым.

- Поиск мы начали в марте. Сначала собирали сведения у тех, кто что-либо мог рассказать. Конечно, планировали выехать на место падения самолёта как можно раньше,  без этого не обойтись. Но  распространение коронавирусной инфекции скорректировало наши планы. Пришлось передвинуть выезд в Красный Яр  на более поздние сроки.

- Какие первоначальные сведения имелись перед началом раскопок?

- Удалось узнать, что попытки установить имена погибших периодически делались. Первый запрос отправлял в Подольск накануне 25-летия Победы  директор Большежуравской средней школы в то время, заслуженный учитель РФ А.И. Ильин. Результата он не дал. Это понятно. Тогда основной массив документов воинских частей и соединений был засекречен.

Есть упоминание об этом захоронении в краеведческом издании "Край родной, навек любимый", выпущенном к 75-летию Аркадакского района: "Наш (то есть советский) самолёт, возвращаясь с боевого задания на Ртищево, вероятно, будучи неисправным, врезался в берег Хопра. Лётчики похоронены у села Красный Яр".

Упоминание об этой братской могиле прозвучало в интервью председателя Союза поисковых отрядов Саратовской области Галины Гарибян в одной из столичных газет в марте 2013 года.  От корреспондента газеты "Город" Олега Косёнкова я узнал:   место падения самолёта уроженец Большой Журавки А.Ф. Авдошин обозначил, установив памятник с изображением Ил-2 и надписью "На этом месте летом 1942 года упал советский самолёт, сбитый в ночном воздушном бою". Как видите, негусто.

- Режим самоизоляции был смягчён, и Вы выехали на место…

- Абсолютно точно. Хотелось воочию увидеть место падения самолёта. Поговорить с представителями местной власти, с населением…

- На что Вы рассчитывали тогда?

- Отправляясь на поиски, мы рассчитывали - самое большое, выяснить хотя бы марку разбившегося самолёта. О большем и не мечтали. Первая попытка найти  что-либо на том месте, где установлен памятник лётчикам на берегу Хопра, ничего не дала. Благо, местные жители показали нам примерное место, где ранее обнаруживались находки. Так мы поняли, что памятник - условное обозначение места трагедии. И искать начали там, где сейчас разрастается лесок. Хотя надежд особых  не питали.  Можете себе представить, что примерное место падения самолёта - почти километровая речная терраса. После войны она не раз и не два перепахивалась вдоль и поперёк. По словам местных жителей, сразу после авиакатастрофы самые крупные фрагменты самолёта вывезли сотрудники госбезопасности, остальные утилизировали после войны, а в последние десятилетия здесь ещё поработали чёрные копатели. Тем не менее, наш расчёт оказался правильным. Мы установили точное место падения самолёта. Здесь металлоискатель сигнализировал о большом количестве железных предметов. С глубины в 15-20  сантиметров из-под дёрна удалось достать около 200 небольших фрагментов самолёта, примерно на 20-ти из них сохранились следы маркировки и клеймения.

- Следующий этап поиска…

- Обработка найденного материала. Отмыли, очистили детали, сфотографировали, выложили снимки в Интернет,  обратившись за помощью к специалистам поискового объединения "Тризна". Они, ориентируясь на номера деталей, клейма на обшивке самолёта от завода-изготовителя, дали предварительное заключение, что это, скорее всего, бомбардировщик дальней авиации "Ил-4" ДБ-3Ф. Боевой задачей подобных бомбардировщиков было нанесение массированных бомбовых ударов по скоплениям живой силы и танков противника, укрепрайонам и штабам. Но этих данных оказалось слишком мало, чтобы получить более точные сведения, ответить на вопрос, кто был в составе экипажа, кто похоронен в безымянной могиле. Без знания номера двигателя мы не могли получить никаких данных об экипаже.

- Надеясь на удачу, выехали в Красный Яр повторно?

- Да. Хочу отметить поддержку главы Большежуравского муниципального образования А.А. Юдина. Он помогал нам организационно, поддерживал морально в работе. Помогала учитель-краевед З.С. Толкачёва. Это было в личное время, ведь мы приезжали в выходные.

До глубины души тронули поддержка и одобрение нашей работы со стороны жителей Красного Яра и Большой Журавки. Они приходили, приезжали в наш лагерь, интересовались, угощали домашими продуктами. Это было от души! Спасибо всем за поддержку.

Но не только люди нам помогали. Знаете, чем больше занимаемся поиском, тем чаще убеждаемся, что в наших делах нам помогают небеса. Вот и на этот раз мы это почувствовали. Видимо, пришло время открыть эту тайну. Как-то всё срослось на этот раз. Мы нашли ещё фрагменты самолёта. В большинстве случаев это были искорёженные куски обшивки со следами вырванных "с мясом" заклёпок. Это может служить подтверждением рассказов очевидцев трагедии о сильном взрыве. Нашли несколько кусков обшивки с цифровыми клеймами завода-изготовителя. Главное же - на одном обломке - части поршня, и это настоящее чудо, удалось разобрать номер двигателя самолёта. Сначала разглядели лишь часть номера. Прочитали его как Т80. Но два дня спустя после тщательной промывки и очистки номер был прочитан полностью - 4081. Это была большая удача! Настоящее чудо. Нам самим не верилось в это. Цифры 4081 стали отправной точкой для дальнейшего архивного поиска.

- Поиск труден не только потому, что приходится искать подтверждение событий более чем полувековой давности, то есть расследовать дела давно минувших дней, но ещё и тем, в каких условиях приходится работать…

- Да мы как-то не думаем об этом. И в жару, как на этот раз, и в холод, и в слякоть. По-всякому бывает. Главное, чтобы результат был.

- Дело двинулось дальше?

- Благодаря находке номера двигателя самолёта, с помощью специалистов поискового объединения "Тризна" и после запросов в архив Минобороны удалось установить, что погибший бомбардировщик Ил-4 относился к 752 авиационному полку дальнего действия, который базировался в городе Кирсанове. В тот роковой  день в числе других бомбардировщиков он бомбил в районе посёлка Спартаковец танки и пехоту, которые немцы перебрасывали к Сталинграду. Истратив весь боезапас, бомбардировщик возвращался на свою базу.  Недалеко от Красного Яра, по одной из версий, вступил в новый бой в воздухе. Экипаж пытался посадить подбитый самолет прямо на поле, при этом самолёт взорвался.

- Номер 4081 сразу помог установить имена погибших?

- На самом деле всё было не так уж просто. Требовалась предельная чёткость и документальное подтверждение всем версиям случившегося. И здесь нам снова крупно повезло: коллеги-поисковики  обнаружили в ЦАМО уникальный документ (поиск шёл по ключевому слову "Красный Яр"). В журнале боевых действий 752 авиаполка дальнего действия, который базировался в Кирсанове Тамбовской области, сохранилась запись от 1942 года: "Экипаж старшины Краснопольского после выполнения боевого задания на обратном маршруте в районе Турки, хутор Красный Яр, по невыясненным причинам производил вынужденную посадку на колёса. При посадке на совершенно неприспособленном месте самолёт сгорел, экипаж погиб". Из этого же журнала удалось выяснить, что в ночь с 9 на 10 октября 1942 года трём экипажам была поставлена боевая задача "уничтожить танки и пехоту противника в районе развилки рек Орловка и Малая Мечотка, что западнее посёлка Спартаковец города Сталинграда”.

- Этот документ стал отправной точкой в установлении имён лётчиков,  погибших в Красном Яре.

- Конечно. Но были свои нюансы. Когда мы стали искать в графе: "Где похоронены" именного списка безвозвратных потерь 752 авиаполка ДД, то обнаружили, что местом захоронения экипажа Краснопольского, погибшего в Красном Яре современного Аркадакского района, обозначен Молотовский район Сталинградской области, село Красный Яр. Это стало камнем преткновения в ответе на вопрос: "Кто же похоронен в нашем Красном Яре?".  При детальном рассмотрении документа обнаружилось, что в графе "Место рождения" лётчика этого же авиаполка старшины Горошилова, погибшего в тот же день, значится: "село Красный Яр Молотовского района Сталинградской области".

Видимо, данные из графы "Место рождения" этого лётчика автоматически перекочевали в графу "Где похоронен" погибшего экипажа Краснопольского.  Но этому предположению необходимо было документальное подтверждение.

Им стал ответ на наш запрос о наличии захоронения экипажа Краснопольского 752 авиаполка ДД от главы Красноярского городского поселения Жирновского района (бывшего в годы войны Молотовским районом)  Волгоградской области В.Г. Зудова: "Администрация Красноярского городского поселения на ваш запрос сообщает, что захоронение экипажа 752 АП ДД старшины Краснопольского В.Д. на территории нашего городского поселения отсутствует". Пришёл и ответ из ЦАМО со ссылкой на официальный акт обследования места падения Ил-4 у села Красный Яр. Всё встало на свои места. На кладбище села Красный Яр Аркадакского района в безымянной могиле лежит экипаж, который в списках безвозвратных потерь 752 АП ДД значится на третьей странице этого документа: командир экипажа, лётчик старшина Василий Дмитриевич Краснопольский, уроженец города Ртищево,  1921 года рождения, штурман лейтенант Леонид Иванович Панфилов, уроженец деревни Жуиха Камешковского района Ивановской области, 1917 года рождения, стрелок-радист старший сержант Азаранет Нозарсатович Алахерьян, Комарлинский район Армянской ССР, 1918 года рождения. Экипаж бомбардировщика Ил-4, бортовой номер 56-01. В графе "Причина выбытия" значится: "Погибли при катастрофе". В похоронках, которые пришли к родным, сообщалось: "В бою за социалистическую Родину верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб при выполнении боевого задания 9 октября 1942 года". Официальные документы об этом мы в торжественной обстановке передали главе Большежуравского муниципального образования Александру Александровичу Юдину, племяннику Василия Дмитриевича Краснопольского Василию Викторовичу Бумагину и так далее.

- Но в ходе поиска ещё один вопрос оставался открытым. Он касался месяца гибели экипажа. Многие очевидцы сходились во мнении, что это был июль, стояла жара.

- Действительно, слово "жара" являлось ключевым в данной ситуации. Но и на этот вопрос мы нашли ответ. На специальном сайте в Интернете обнаружили сводку погоды на 10.10.1942 года. Днём 10 октября температура в районе села Красный Яр Саратовской области стояла 20 градусов по Цельсию. Действительно, летняя "жара" для осеннего времени года. Она-то и повела очевидцев по ложному следу.

- Поиск продолжится?

- Да. Главную задачу мы видим в том, чтобы отыскать потомков погибших и рассказать, где на самом деле похоронены их родные. Нам многие в этом помогают. Найти племянника В.Д. Краснопольского Василия Викторовича Бумагина, проживающего в Ртищево, помогал поисковый отряд "Ртищевец" (командир А.Н. Олейник), городская газета "КИС-Ртищево", ГТРК "Саратов". Информацию о поиске мы разместили на официальном сайте ООД "Поисковое движение России" и в соцсетях. Прошла информация о поиске в "Российской газете". Как минимум у одного летчика остались родственники, поскольку в Интернет-галерее участников Великой Отечественной войны недавно были выложены его фотографии. Поиски родственников лётчиков Панфилова и Алахерьяна продолжаются. Есть надежда, что все они встретятся на месте их захоронения в Красном Яре.

Когда верстался номер. Пришло известие о том, что благодаря помощи патриотического клуба "Катюша" при Союзе журналистов России, обнаружены данные племянника штурмана лейтенанта Леонида Ивановича Панфилова.
Кроме того, на днях стало известно, что командир поискового отряда "Рубеж" Алексей Булгаков стал победителем Всероссийского конкурса грантов Росмолодёжи, в котором он принял участие с проектом организации школы молодого поисковика "Без права на забвение".  Удачи, Алексей!

Интервью вела Ольга Хмельнова.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала корреспонденту газеты "Город" Олегу Борисовичу Косёнкову.

 

 

 

 

 

Комментарии