31 Октября description 17:53
Вернуться назад

16:52

08.10

0 69

О человеке-созидателе

Сегодняшний наш рассказ о жителе села Новосельское Анатолии Пантелеевиче Литвинове. Ему 79 лет.  Жизнь его протекала по-разному, пока он не нашёл себя в творчестве. Вспомнил увлечение детства и стал столярничать. Сегодня он - один из самых востребованных людей села.

 

Нет такой вещи, которую нельзя сделать из дерева!

- Нет такой вещи, которую нельзя сделать из дерева, - считает столяр из Новосельского Анатолий Пантелеевич  Литвинов. Жизненный опыт, знание основных вех развития человечества позволяют ему это утверждать с уверенностью.

- Дерево - послушный, мягкий материал, работать с ним одно удовольствие, - говорит он. - В старину мастер по дереву  делал всё: от ложки до избы, от ступки или кадки до деревянных жерновов, которыми мололи муку. Сейчас времена изменились. Хорошего столяра и плотника редко встретишь… Но всё равно людям нравится контактировать с древесиной, осязать её тепло руками, чувствовать под ногами. Бабушки осиновые чурбачки под ноги подкладывают, говорят, что это помогает в лечении, болезни ног облегчает. И на самом деле, у древесины каждого дерева свои свойства. Никто не поспорит, что общаться с ней приятно, что в ней есть душа.

Есть у Анатолия Пантелеевича укромное и любимое место, где он находится большую часть светового дня, пока позволяют силы. Это его мастерская. Небольшое помещение, но такое уютное. Он занял им свободное пространство между двумя другими хозяйственными постройками. И мастерская встала так, как будто тут и была. Здесь всё приспособлено под его руку, отполировано до блеска его трудовыми ладонями. Возьмёшь его стамеску, рубанок и чувствуешь, у хозяина с этим инструментом контакт уже на молекулярном уровне. И когда входишь в заветное пространство мастерской, понимаешь: вот тут, у верстака, рядом с токарным станком, циркулярной пилой, инструментами для работы по дереву живёт его душа. Они для него родные.

Не случайно Анатолий Пантелеевич может долго рассказывать о плотницких и столярных инструментах, об их предназначении, об истории появления в мастерской. Это его песня. Ведь каждый инструмент был изготовлен или приобретён в течение жизни и по какому-то случаю. Что-то делал сам, а что-то и покупал, что тоже не так-то просто, приходилось выкраивать средства из семейного бюджета.

- Сейчас всё проще, разного инструмента в продаже полно. Но всё же, не всё, что нужно, найдёшь, - рассказывает мастер. - Инструмент, как коллекция, собирается годами…

Он хорошо знает, о чём говорит. Если бы не война, мог бы похвастаться каким-либо инструментом, доставшимся от  прадеда. Но какое там… Многодетная семья Литвиновых со многими беженцами уходила от наступавших немцев, на бегу собрав лишь то, что нужно на первое время. Об инструментах и речи не шло. Отец прихватил лишь топор, молоток. На всякий случай. Оставив всё нажитое, погрузились наскоро в телегу…  Как все… Наверное, так и было. На самом деле Анатолий не мог видеть всего этого. Ведь он ещё не родился. Мама находилась на последнем сроке беременности, когда они убегали от наступавшего врага.

  Сын появился на свет  17 сентября 1941 года. Они тогда уже обживались в селе Некрасово Красноармейского района Саратовской области. Буквально перед их приездом всех немцев, которые пустили корни там со времён Екатерины, вывезли в связи с приказом о депортации от 26 августа 1941 года. В их опустевшие дома и заселили беженцев с Украины.

Первое знакомство с мастерской, с плотницкими инструментами у Анатолия Литвинова произошло в 1954 году, в подростковом возрасте, когда у ребят идёт активный поиск себя, развивается стремление к самореализации. И опять это произошло в связи с великим государственным "переселением народов". Тогда по постановлению правительства СССР "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель" в их село приехали первоцелинники. Одного из них отец, совхозный полевод, взял к себе временно на квартиру. Хоть и большой была семья (семь человек детей), отказать директору в просьбе пустить квартиранта он не мог.

Приезжий парень оказался столяром, хорошим человеком. По вечерам от него пахло стружкой. И он с юмором рассказывал о том, как в очередной раз перехитрил, кажется, совсем непригодный материал и добился успеха в работе. В совхозной мастерской чего только не делали. Всё было нужно. Шло строительство жилья для целинников, производственных помещений, хозпостроек. Но  находил постоялец время и для того, чтобы смастерить какую-нибудь мелочь для домашнего хозяйства Литвиновых. В знак благодарности. Разделочную доску, например, скалку и так далее.

С Анатолием они сразу подружились. Тот как раз учился в средних классах, в школе на трудах тогда изучали столярное и плотницкое дело. Старший товарищ отвечал на вопросы, которые интересовали мальчишку, показывал, как правильно держать инструмент и так далее. А тут появилась возможность по знакомству приходить в совхозную мастерскую! Это было мальчишеское счастье: смотреть, как работают на станках взрослые мужчины, подавать им инструменты, пробовать работать рубанком, стамесками, долото. Заинтересовало его столярное ремесло. Сейчас он не может сказать, что изготовил раньше, табурет или низенькую скамейку. Но однозначно подошёл к этому серьёзно. Взял в библиотеке книжку по столярному и плотницкому делу, начал читать, поняв, что это дело требует не только навыков, но и специальных знаний. Стал уделять больше внимания урокам черчения: без правильного чертежа ничего не изготовишь!

- Даже при работе над самой простой скамеечкой нужен серьёзный подход: сначала чертёж с размерами, необходимый набор инструментов, материал, из которого делаешь,  - рассказывает Анатолий Пантелеевич. - Сделаешь тяп-ляп, оно и будет криво-косо, и не послужит долго.

Однако, будучи мальчишкой, он не думал, что когда-то всерьёз освоит столярное дело. Просто нравилось, он и занимался. Выбирая профессию, пошёл по пути отца. Тот работал полеводом. И Анатолий пошёл учиться на агронома.

Трудовые будни с раннего утра до позднего вечера не оставляли времени, чтобы раскрыться по-настоящему в любимом деле. Да и не думал он тогда об этом. Жизнь протекала в повседневных заботах "о хлебе насущном". Нужно было поднимать двоих детей.

В поисках лучшей доли семья переехала в Аркадакский район. Несколько лет проживали в Шебалово. И вот уже более сорока лет, как поселились в Новосельском. Но времена изменились. Многое пришлось испытать в связи с переменами в сельском хозяйстве. Совхоза не стало.  Агроном-полевод тоже оказался не у дел. И тогда вспомнил Анатолий Пантелеевич, как кормило семью ремесло его матери. Она была прекрасной швеёй, любила это дело, с удовольствием, с творческим подходом им занималась. К ней в очередь на пошив одежды записывались заранее. И только с благодарностью люди уходили от неё, да ещё и копейка пополняла семейный бюджет.

Сначала, чтобы занять себя чем-то в безвременье, Анатолий Пантелеевич для дома сделал новенькие табуреты. Потом - мягкий уголок для кухни. Затем в семье появился надёжный кухонный стол. Очень удобный, раздвижной. Наподобие того, старинного стола, который достался ещё от немцев. Он до сих пор им служит верой и правдой. Стал делать кружевные рамочки для фотографий, красивые полочки для книг и всяких мелочей. Скоро мебель, изготовленная его руками, появилась в семьях дочерей: столы, стулья, шкафчики, полочки и даже кресла, разные мелочи для кухни, типа кружевных разделочных досок. Дальше - больше. Сделал столики и полочки для сельской библиотеки.

Через некоторое время односельчане, увидев результаты его трудов, заинтересовались. И тоже стали просить изготовить что-нибудь для дома. Конечно, годы мастера сильно напрягаться ему не позволяют.  Но для души трудится. И детям приятно, что отец - востребован, нужен людям.

В мастерской Анатолия Пантелеевича царит только им заведённый порядок. Никто не имеет право его нарушить. И даже стружка и опилки не портят общего вида. Они свежие и душистые. И их наличие говорит об обжитости помещения, о том, что хозяин сюда заходит часто.

Иногда, конечно, не хватает сил, и любимое дело надоедает. Бывает и такое. Но проходит какое-то время, и руки снова тоскуют по отполированным рукоятям молотка, лобзика или фуганка.  Всё есть в его мастерской. А материал? Материал разный идёт в дело, иногда даже бросовый. Зато,  какие вещи получаются, залюбуешься.

- Мастерская - это моё любимое место, - делится Анатолий Пантелеевич. - Здесь отдыхает душа. Когда берёшь дерево  в руки, чувствуешь, что оно живое. Хоть и нелёгкий и кропотливый труд у столяра, но всё равно получаешь энергетическую подпитку от  дерева. Люблю запах сосны, он словно вселяет бодрость, забирает негатив и усталость. И у каждого дерева есть свой секрет. Надо знать, как с ним работать.

79 лет - это солидный возраст для человека и тем более для столяра, ведь работа эта всё-таки тяжёлая, хотя современные инструменты облегчили её намного. Но есть радость для души, и она снимает усталость.

- Когда ты сделал новую вещь, ощущения непередаваемые! - делится Анатолий Пантелеевич. - Приятно осознавать, что всем этим будут пользоваться люди. И не один год… Меня не будет, а вещь останется и будет жить…  Даже ради этого стоит трудиться.

Ольга Хмельнова.

Комментарии